Главная » Анонсы туризма » Кто такие вепсы?

Кто такие вепсы?


Вепсы – это маленькая финно-угорская народность, до 1917 года в официальных документах Русской империи именовавшаяся чудью.

Вероятнее всего, дело тут в российских летописцах, которые ввели этот термин в деловой оборот во избежание неурядицы, т. к. у славян слово «весь» обозначало «село» (к примеру, белорусские эквиваленты: деревня – вёска, сельский – сельскi, вясковы). Потому «вепсы» – современный этноним, получивший обширное распространение уже в наши деньки.

Хотя, если веровать историкам, одно из первых упоминаний о вепсах, либо поточнее, – о племени вас, принадлежит перу остготского историка Иордана. А это, меж иным, – VI век нашей эпохи. 4-мя столетиями позднее, в X веке, этноним вису употребляет в собственных трудах арабский историк Ибн Фадлан. А с XI века заглавие «весь» возникает и в российских летописях. Хотя встречается оно достаточно изредка. Как уже упоминалось, существенно почаще в таких российских источниках, как писцовые книжки либо жития святых употребляется другое наименование старых вепсов, позднее ставшее официальным, – чудь.

На данный момент тяжело сказать что-то конкретное по поводу происхождения и исторической родины этого народа, но очень похоже на то, что вепсы обособились от других прибалтийско-финских народов во 2-ой половине 1-го тысячелетия нашей эпохи. В то время они занимали часть местности юго-восточной Прибалтики, о чем косвенно свидетельствует современное заглавие Чудского озера, имеющего один корень с прежним, официальным наименованием вепсов.

Конкретно оттуда, с юго-востока Прибалтики, вепсы начали равномерно передвигаться севернее и северо-восточнее, о чем молвят раскопки курганных могильников X-XIII веков в юго-восточном Приладожье, которые, как выяснилось, являются конкретно древневепсскими захоронениями. Уже из Приладожья вепсы двинулись севернее и восточнее. Их переселение шло, по всей видимости, несколькими этапами-волнами. И у каждой таковой «волны» была своя судьба.

Так вепсы, проникшие в XII-XIII веках в районы, расположенные севернее реки Свирь, были стопроцентно ассимилированы проживавшими там карелами и дали начало двум самостоятельным веткам карельского этноса – карелам-ливвикам и карелам-людикам. Самые восточные из вепсских переселенцев, стопроцентно растворившись посреди коренных народностей тех мест, всё-таки оставили собственный приметный след в формировании западных коми. Часть вепсов была ассимилирована славянскими колонизаторами, осваивавшими эти местности.

Те же вепсы, которые сохранили свою национальную самостоятельность, к последней трети XV века расселились вокруг Онежского озера (в Обонежье) и в Заволочье – области в бассейне рек Северной Двины и Онеги (за волоками, связывающими в единую транспортную артерию Онежское, Белоснежное озера и реку Шексна).

Правда, одно время числилось, что вепсы как народность пропали, что они стопроцентно растворились в живших с ними по соседству карелах, коми, славянах. Только выдающемуся лингвисту, историку и этнографу, русскому академику финского происхождения Андрею Михайловичу (Андерсу Йохану) Шёгрену удалось установить, что это далековато не так. В процессе продолжавшейся с 1824 по 1829 год экспедиции, организованной в целях исследования языков Российского Севера, схожих финскому, также истории и традиций людей, разговаривающих на этих языках, он внушительно обосновал всем пессимистам, что нет – живые ещё вепсы! Так же, как и живой их язык – самостоятельный, уникальный и никак не являющийся диалектом финского.

В первый раз численность вепсов определена по материалам переписи (ревизии) 1835 года академиком Петром Ивановичем Кёппеном. По его данным, тогда времени их проживало: в Олонецкой губернии – 8 550, в Новгородской – 7 067 человек. А всего на местности европейской части Рф – 15 615 вепсов.

К огорчению, за прошедшее время (а это практически 18 десятилетий!) вепсов у нас в стране не стало больше. По последней переписи 2010 года их численность составляет 5 936 человек. Большая часть из их, так именуемые северные (либо прионежские) вепсы, проживает на юге Карелии (юго-западное побережье Онежского озера). В 1994 году тут даже была образована Вепсская государственная волость с центром в селе Шелтозеро, включавшая в себя 14 населенных пт. Но с 1 января 2006 года, после вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» эта административно-территориальная единица упразднена и на данный момент на местности Прионежского района Карелии три вепсских сельских по
селения – Шокшинское, Шелтозерское и Рыборецкое.

Всего, по данным переписи, в Карелии живет 3423 вепса. Но более половины из их – в столице республики, Петрозаводске, где их численность составляет наименее 1% от всего населения городка. Соответственно, уже на данный момент можно сказать, что при таких критериях северные вепсы обречены на неминуемую ассимиляцию, которая может произойти уже в самом ближнем будущем.

2-ая группа, средние (оятские) вепсы – проживает на северо-востоке Ленинградской и северо-западе Вологодской областей. Это район истоков реки Паша, верхнее и среднее течение реки Оять. 3-я группа – южные вепсы, территориально отнесена к востоку Ленинградской и северо-западу Вологодской областей (южные склоны Вепсовской возвышенности).

Наибольшая по площади территория, на которой живут вепсы, размещена на стыке 3-х административных районов Ленинградской области – Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Но по численности… Это 1672 человека. Ещё 76 вепсов проживает на местности Лодейнопольского района. Другие 271 человек – в других районах Ленинградской области.

Все вепсы Вологодской области (412 человек) живут на местности единственного района – Бабаевского, в каком находится одно национальное сельское поселение – Куйское (деревни Кийно, Никонова Гора).

В общем, всё довольно обидно. Потому, наверняка, нет ничего необычного в том, что особым распоряжением Правительства Рф в апреле 2006 года вепсы включены в Список коренных немногочисленных народов Севера, Сибири и Далекого Востока, а уже в 2009 году вепсский язык отнесен ЮНЕСКО к категории исчезающих.

На этом, в целом, достаточно печальном фоне, колоритными, дарящими какую-то надежду звездочками пылают усилия энтузиастов, благодаря которым сохраняются не только лишь вещественное наследство, традиции народа, да и память о таковой сложный его истории. Одной из таких звездочек является Вепсский этнографический музей в селе Шелтозеро.

Так что – не будем о печальном. Надежда всегда погибает последней. Но если она не погибла… Означает, живые ещё вепсы! Как живые их язык, обычаи, традиции.

Константин Кучер

 

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>